ГБОУ "СШ №49 Г. О. Макеевка"
город Макеевка, ДНР
  • Адаптация к школе. 5й класс

    Автор: Педагог- психолог
    ВАШ РЕБЕНОК ПЯТИКЛАССНИК Рекомендации для родителей в период адаптации
    Адаптация к школе. 5й класс.

    Особенности обучения в средней школе
            Подавляющее большинство учеников, переходящих на среднее звено школьного обучения, отмечают высокий уровень важности такого события.  Этот шаг в жизни ребенка — зримый показатель детского взросления. Смена окружающей детей обстановки может быть кардинальной или частичной. Детские психологи отмечают, что, начиная с 5 класса, школьники начинают чувствовать значительно большую, по сравнению с начальной школой, психическую нагрузку. 
    Это может быть обусловлено следующими изменениями в школьной деятельности ребенка:
    - появление нескольких учителей по различным дисциплинам — возникновение новых для детей педагогов, повышение требований, возрастание ответственности осознаются ребятами в течение некоторого времени;
    - занятия происходят в разных школьных кабинетах — пятиклассникам необходимо привыкнуть к внезапному расширению их возможностей и обязанностей, своевременному переходу в предметные классы, вероятным встречам со старшеклассниками;
    - смена одноклассников — коллектив может измениться даже без перехода в другое образовательное учреждение, иногда в классе появляются новички или из него уходят уже знакомые для ребенка дети, что болезненно воспринимается другими одноклассниками. 
              Переход с начального на средний учебный этап подразумевает для школьников окончание малого детского возраста. Поскольку раннее детство подошло к концу, для этой возрастной группы начинается стабильный период развития. Принятие школьниками нового положения помогает многим забыть о возможных неудачах в начальной школе, повысить уровень успеваемости, наладить взаимоотношения с учителями. 
    Адаптационный период — признаки и особенности
              Согласно проведенным квалифицированными специалистами психофизиологическим и психологическим исследованиям, при переходе в 5 класс ученики адаптируются к измененным условиям образовательного процесса. Такой период выделяется схожим с началом обучения в 1 классе характером. Наиболее частые признаки адаптационного периода:
    - снижение работоспособности;
    - нарушения сна, аппетита;
    - суетливость;
    - тревожность;
    - робость;
    - забывчивость;
    - неорганизованность;
    - чрезмерная шумность.
                 Вышеперечисленные функциональные показатели выявляются детскими психологами примерно у 75% учеников, недавно перешедших в среднюю школу. Подобные признаки адаптации имеют единичный характер, могут проявляться у школьников в разной форме, исчезают в течение от двух до четырех недель после начала учебного процесса. При этом стоит отметить, что адаптационные показатели могут сохраняться на протяжении от 2-3 месяцев до полугода.
    Как подготовить ребенка?
           Чтобы подготовить ребенка к переходу в пятый класс, педагоги и психологи рекомендуют родителям:
    - поощрять детей даже за небольшие достижения в учебе или в других делах, что помогает развить в них самодостаточность и адекватную самооценку;
    - организовывать для ребят полноценное питание, в ежедневный рацион должны входить необходимые для их развития витамины и микроэлементы;
    - посредством умеренного назначения домашних обязанностей развивать самостоятельность;
    - заранее планировать свободное время ученика;
    - поддерживать двигательную активность ребенка, для чего могут быть использованы спортивные состязания, активные игры на свежем воздухе;
    - предоставлять детям возможность обсуждать отношения с друзьями и сверстниками в семейном кругу, что в дальнейшем позволит говорить и о школьных делах.
    - поддержать успеваемость детей по разным предметам во время адаптации можно с помощью совместной подготовки домашних заданий. Такой подход поможет предотвратить возникновение трудностей на первом этапе обучения в 5 классе.
             Создавая для ребенка условия, при которых он будет чувствовать себя удачливым, смышленым и умелым, родители содействуют успешности школьника. Неповторимость и уникальность каждого ребенка — неоспоримый факт. При этом родителям не стоит завышать свои личные ожидания по отношению к нему и пытаться реализовать собственные желания и мечты, которые не сбылись. Воспитание детей на личном примере — отменный метод прохождения адаптационного периода при переходе в 5 класс и на других этапах жизни ребенка!


    ВАШ РЕБЕНОК ПЯТИКЛАССНИК. Рекомендации для родителей в период адаптации
    Статьи / Практическая психология
    От автора: Авторская разработка для родителей в рамках руководства кафедрой Психолого-медико-педагогической службы сопровождения частной школы при Университете "Туран" (г. Алматы)

    ВАШ РЕБЕНОК ПЯТИКЛАССНИК Рекомендации для родителей в период адаптации
    Ваш  ребенок пятиклассник.
    РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
    в период адаптации в 5 классе
    Ваш ребенок уже в 5-ом классе. Начальная школа позади, и ребенок взял с собой в среднее звено багаж хороших прочных знаний, стабильную успеваемость, умение общаться и хорошее здоровье, чтобы покорять новые вершины.

    Для ребенка-пятиклассника, еще маленького среди учащихся среднего и старшего звена, но одновременно  повзрослевшего за лето, очень важно чувство социальной  успешности, которая даёт ребенку желание стараться, быть лучше и осваивать новое в школе.

    Процесс АДАПТАЦИИ к новому режиму обучения, к изменившимся методическим требованиям, к новым социальным, школьным, семейным правилам, для ребёнка - есть сложный  и неоднозначный процесс, который требует времени для физиологического и психологического привыкания ребёнка и внимательного, терпимого отношения взрослых.

    С какими же трудностями сталкиваются родители в первые месяцы обучения детей в 5 классе?

    Если ниже перечисленные проблемные ситуации возникли у Вас с ребенком, то эта брошюра для Вас!

     - Ребенок стал показывать низкие результаты по успеваемости, оценки ниже, чем в начальной школе.

     - Ребенок стал больше конфликтовать как со сверстниками, так и со взрослыми.

     - В семье чувствуется противостояние, демонстративность в поведении ребенка.

     - Возможно, и наоборот, ребенок стал более инфантильным, вернулся к «дошкольным» моделям поведения: непривычные требования внимания к себе, желание больших телесных контактов (обнимания, забираться на колени и пр.)в начальной школе.

    роцесс.

     - Нарушение сна и аппетита, нежелание идти в школу.

     - Проявление, усиление невротических симптомов: запинки в речи, навязчивые движения и др. (если имел место ранее поставленный диагноз)

     - Эмоциональная нестабильность: капризы, слёзы, спад настроения или в противоположность избыток  эмоционального перевозбуждения.

     - Частые жалобы ребенка  на самочувствие, простудные  и пр. заболевания.

    В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании расстраиваются, замыкаются в себе.

    Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть пятиклассники, у которых этот процесс сильно затягивается

    Осложнения в адаптации вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни и со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать.

    Скорая помощь  в период   адаптации

    Не паниковать!                                                           

    Обратиться для беседы к классному руководителю.                                          

    Привести  ребенка на приём к школьному врачу – невропатологу: врач, наблюдающий ребенка в течение обучения,  даст направления на обследование, врачебные рекомендации и, если будет необходимость, предложит стратегии поддерживающего лечения в адаптационный период.                                                                                   

    Обязательно связаться со школьным психологом, курирующим класс. Ваши наблюдения в семье помогут психологу более адресно составить направления коррекционной работы с Вашим ребенком.

             ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ:                                           

    В этот период как никогда нужно чтобы ограничений, требований, запретов не было слишком много – будьте гибкими терпимыми в общении  с ребенком

    Больше наблюдайте, активно слушайте ребенка.

    Вы переживаете за ребенка и помогаете ему, но не показывайте ребенку свою озабоченность его школьными успехами: – тревожность передаётся ребёнку от родителей!                                                         

    Интересуйтесь школьной жизнью ребенка и смещайте фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, экскурсий.                                                    

    Подчеркивайте, выделяйте значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогайте ему тем самым обрести веру в себя. Это способствует снижению тревоги, а так как ребенок на уроках все же работает, то у него обязательно накапливаются достижения.                                                                      

    Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах, ему надо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутверждаться. А это впоследствии положительно и продуктивно скажется на школьных делахи обеспечит более комфортную адаптацию.                                                                                                  
             ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ:                                           

    В этот период как никогда нужно чтобы ограничений, требований, запретов не было слишком много – будьте гибкими терпимыми в общении  с ребенком

    Больше наблюдайте, активно слушайте ребенка.

    Вы переживаете за ребенка и помогаете ему, но не показывайте ребенку свою озабоченность его школьными успехами: – тревожность передаётся ребёнку от родителей!                                                         

    Интересуйтесь школьной жизнью ребенка и смещайте фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, экскурсий.                                                    

    Подчеркивайте, выделяйте значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогайте ему тем самым обрести веру в себя. Это способствует снижению тревоги, а так как ребенок на уроках все же работает, то у него обязательно накапливаются достижения.                                                                      

    Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах, ему надо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутверждаться. А это впоследствии положительно и продуктивно скажется на школьных делахи обеспечит более комфортную адаптацию.                                                                                                  
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie