Особенности обучения в средней школе
Подавляющее большинство учеников, переходящих на среднее звено школьного обучения, отмечают высокий уровень важности такого события. Этот шаг в жизни ребенка — зримый показатель детского взросления. Смена окружающей детей обстановки может быть кардинальной или частичной. Детские психологи отмечают, что, начиная с 5 класса, школьники начинают чувствовать значительно большую, по сравнению с начальной школой, психическую нагрузку.
Это может быть обусловлено следующими изменениями в школьной деятельности ребенка:
- появление нескольких учителей по различным дисциплинам — возникновение новых для детей педагогов, повышение требований, возрастание ответственности осознаются ребятами в течение некоторого времени;
- занятия происходят в разных школьных кабинетах — пятиклассникам необходимо привыкнуть к внезапному расширению их возможностей и обязанностей, своевременному переходу в предметные классы, вероятным встречам со старшеклассниками;
- смена одноклассников — коллектив может измениться даже без перехода в другое образовательное учреждение, иногда в классе появляются новички или из него уходят уже знакомые для ребенка дети, что болезненно воспринимается другими одноклассниками.
Переход с начального на средний учебный этап подразумевает для школьников окончание малого детского возраста. Поскольку раннее детство подошло к концу, для этой возрастной группы начинается стабильный период развития. Принятие школьниками нового положения помогает многим забыть о возможных неудачах в начальной школе, повысить уровень успеваемости, наладить взаимоотношения с учителями.
Адаптационный период — признаки и особенности
Согласно проведенным квалифицированными специалистами психофизиологическим и психологическим исследованиям, при переходе в 5 класс ученики адаптируются к измененным условиям образовательного процесса. Такой период выделяется схожим с началом обучения в 1 классе характером. Наиболее частые признаки адаптационного периода:
- снижение работоспособности;
- нарушения сна, аппетита;
- суетливость;
- тревожность;
- робость;
- забывчивость;
- неорганизованность;
- чрезмерная шумность.
Вышеперечисленные функциональные показатели выявляются детскими психологами примерно у 75% учеников, недавно перешедших в среднюю школу. Подобные признаки адаптации имеют единичный характер, могут проявляться у школьников в разной форме, исчезают в течение от двух до четырех недель после начала учебного процесса. При этом стоит отметить, что адаптационные показатели могут сохраняться на протяжении от 2-3 месяцев до полугода.
Как подготовить ребенка?
Чтобы подготовить ребенка к переходу в пятый класс, педагоги и психологи рекомендуют родителям:
- поощрять детей даже за небольшие достижения в учебе или в других делах, что помогает развить в них самодостаточность и адекватную самооценку;
- организовывать для ребят полноценное питание, в ежедневный рацион должны входить необходимые для их развития витамины и микроэлементы;
- посредством умеренного назначения домашних обязанностей развивать самостоятельность;
- заранее планировать свободное время ученика;
- поддерживать двигательную активность ребенка, для чего могут быть использованы спортивные состязания, активные игры на свежем воздухе;
- предоставлять детям возможность обсуждать отношения с друзьями и сверстниками в семейном кругу, что в дальнейшем позволит говорить и о школьных делах.
- поддержать успеваемость детей по разным предметам во время адаптации можно с помощью совместной подготовки домашних заданий. Такой подход поможет предотвратить возникновение трудностей на первом этапе обучения в 5 классе.
Создавая для ребенка условия, при которых он будет чувствовать себя удачливым, смышленым и умелым, родители содействуют успешности школьника. Неповторимость и уникальность каждого ребенка — неоспоримый факт. При этом родителям не стоит завышать свои личные ожидания по отношению к нему и пытаться реализовать собственные желания и мечты, которые не сбылись. Воспитание детей на личном примере — отменный метод прохождения адаптационного периода при переходе в 5 класс и на других этапах жизни ребенка!
ВАШ РЕБЕНОК ПЯТИКЛАССНИК. Рекомендации для родителей в период адаптации
Статьи / Практическая психология
От автора: Авторская разработка для родителей в рамках руководства кафедрой Психолого-медико-педагогической службы сопровождения частной школы при Университете "Туран" (г. Алматы)
ВАШ РЕБЕНОК ПЯТИКЛАССНИК Рекомендации для родителей в период адаптации
Ваш ребенок пятиклассник.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
в период адаптации в 5 классе
Ваш ребенок уже в 5-ом классе. Начальная школа позади, и ребенок взял с собой в среднее звено багаж хороших прочных знаний, стабильную успеваемость, умение общаться и хорошее здоровье, чтобы покорять новые вершины.
Для ребенка-пятиклассника, еще маленького среди учащихся среднего и старшего звена, но одновременно повзрослевшего за лето, очень важно чувство социальной успешности, которая даёт ребенку желание стараться, быть лучше и осваивать новое в школе.
Процесс АДАПТАЦИИ к новому режиму обучения, к изменившимся методическим требованиям, к новым социальным, школьным, семейным правилам, для ребёнка - есть сложный и неоднозначный процесс, который требует времени для физиологического и психологического привыкания ребёнка и внимательного, терпимого отношения взрослых.
С какими же трудностями сталкиваются родители в первые месяцы обучения детей в 5 классе?
Если ниже перечисленные проблемные ситуации возникли у Вас с ребенком, то эта брошюра для Вас!
- Ребенок стал показывать низкие результаты по успеваемости, оценки ниже, чем в начальной школе.
- Ребенок стал больше конфликтовать как со сверстниками, так и со взрослыми.
- В семье чувствуется противостояние, демонстративность в поведении ребенка.
- Возможно, и наоборот, ребенок стал более инфантильным, вернулся к «дошкольным» моделям поведения: непривычные требования внимания к себе, желание больших телесных контактов (обнимания, забираться на колени и пр.)в начальной школе.
роцесс.
- Нарушение сна и аппетита, нежелание идти в школу.
- Проявление, усиление невротических симптомов: запинки в речи, навязчивые движения и др. (если имел место ранее поставленный диагноз)
- Эмоциональная нестабильность: капризы, слёзы, спад настроения или в противоположность избыток эмоционального перевозбуждения.
- Частые жалобы ребенка на самочувствие, простудные и пр. заболевания.
В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании расстраиваются, замыкаются в себе.
Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть пятиклассники, у которых этот процесс сильно затягивается
Осложнения в адаптации вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни и со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать.
Скорая помощь в период адаптации
Не паниковать!
Обратиться для беседы к классному руководителю.
Привести ребенка на приём к школьному врачу – невропатологу: врач, наблюдающий ребенка в течение обучения, даст направления на обследование, врачебные рекомендации и, если будет необходимость, предложит стратегии поддерживающего лечения в адаптационный период.
Обязательно связаться со школьным психологом, курирующим класс. Ваши наблюдения в семье помогут психологу более адресно составить направления коррекционной работы с Вашим ребенком.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
В этот период как никогда нужно чтобы ограничений, требований, запретов не было слишком много – будьте гибкими терпимыми в общении с ребенком
Больше наблюдайте, активно слушайте ребенка.
Вы переживаете за ребенка и помогаете ему, но не показывайте ребенку свою озабоченность его школьными успехами: – тревожность передаётся ребёнку от родителей!
Интересуйтесь школьной жизнью ребенка и смещайте фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, экскурсий.
Подчеркивайте, выделяйте значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогайте ему тем самым обрести веру в себя. Это способствует снижению тревоги, а так как ребенок на уроках все же работает, то у него обязательно накапливаются достижения.
Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах, ему надо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутверждаться. А это впоследствии положительно и продуктивно скажется на школьных делахи обеспечит более комфортную адаптацию.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
В этот период как никогда нужно чтобы ограничений, требований, запретов не было слишком много – будьте гибкими терпимыми в общении с ребенком
Больше наблюдайте, активно слушайте ребенка.
Вы переживаете за ребенка и помогаете ему, но не показывайте ребенку свою озабоченность его школьными успехами: – тревожность передаётся ребёнку от родителей!
Интересуйтесь школьной жизнью ребенка и смещайте фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, экскурсий.
Подчеркивайте, выделяйте значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогайте ему тем самым обрести веру в себя. Это способствует снижению тревоги, а так как ребенок на уроках все же работает, то у него обязательно накапливаются достижения.
Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах, ему надо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутверждаться. А это впоследствии положительно и продуктивно скажется на школьных делахи обеспечит более комфортную адаптацию.