ГБОУ "СШ №49 Г. О. Макеевка"
город Макеевка, ДНР
  • Родителям о детском суициде

    Автор: Педагог- психолог
    Многим взрослым кажется, что детство является самым беззаботным и легким периодом жизни. Однако если вспомнить собственные переживания, то можно отметить, что даже в период взросления дети испытывают много отрицательных эмоций.
    Родителям о детском суициде.


    Родителям о детском суициде
               Многим взрослым кажется, что детство является самым беззаботным и легким периодом жизни. Однако если вспомнить собственные переживания, то можно отметить, что даже в период взросления дети испытывают много отрицательных эмоций. При этом многие жизненные ситуации кажутся им неразрешимыми, катастрофическими, безвыходными и пугающими, загоняющими в тупик. Когда взрослые узнают об истинных причинах, которые толкают детей на суицид, то они не понимают, что в них неразрешимого. Некоторые ситуации вообще не воспринимаются серьезно взрослыми. Однако дети реагируют по-другому: то, что может быть мелочью для взрослого человека, ребенком может восприниматься очень болезненно и серьезно.
    Частыми причинами, которые толкают детей, в особенности подростков, на самоубийство, являются:
    1. Ссоры с друзьями, даже по пустякам;
    2. Безответная первая любовь или первая измена любимого человека;
    3. Депрессивное состояние длительного характера;
    4. Смерть близкого или родного человека;
    5. Постоянные конфликты с родственниками, учителями;
    6. Травля в школе;
    7. Насилие в семье;
    8. Зависимости (компьютерная, алкогольная, наркотическая);
    9. Беременность в раннем возрасте;
    10. Желание привлечь к себе внимание.

    При этом выделяют несколько видов суицида:
    • истинный суицид – осознанные действия, направленные на совершение акта самоубийства, лишение себя жизни;
    • демонстративный суицид с желанием умереть не связан. Это скорее способ обратить внимание других на свои проблемы, своеобразный призыв о помощи, шантаж, которые используют слабые люди, не имеющие других способов воздействия;
    • скрытый, или непрямой, суицид (косвенное самоубийство) – это завуалированное самоубийство, саморазрушающее поведение, направленное на резкое либо постепенное снижение длительности своей жизни. Это своеобразная игра со смертью (осознанное употребление в больших дозах алкоголя, никотина, сильных наркотиков, занятие экстремальными видами спорта, самоизоляция). Человек отдаёт себе отчёт, что подобное поведение опасно для его жизни, но продолжает вести себя подобным образом.
                 В большинстве случаев, как показывает практика незавершенных суицидов, основной причиной, побуждающей ребенка к самоубийству является желание привлечь внимание к себе, к своей проблеме. Этому способствует недостаточная сформированность у детей концепции смерти. Дети часто  плохо представляют себе, что такое смерть и что это невозвратное состояние. Как пример, приведу слова восьмилетнего мальчика, которому после попытки покончить с собой задали вопрос о том, что он понимает под словом «умереть». Недолго подумав, он ответил: «Ну, буду висеть и смотреть, как мама плачет. А потом она поймет, что так делать нельзя, и у нас будет все замечательно».
    Как же родителям понять, что с их ребенком что-то 
    не так?
               Нужно просто внимательно присмотреться к его поведению. О том, что ребенок находится в кризисной для него ситуации, могут свидетельствовать следующие поведенческие признаки:
     Внезапная замкнутость и отказ от общения, самоизоляция, снижение поведенческой активности.
     Внезапное изменение поведения, когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности.
     Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе.
     Безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду, несоблюдение правил гигиены, изменение привычек сна и/или питания.
     Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.
     Безразличные или наоборот неадекватные реакции на ситуации неудач в повседневной жизни.
     Внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом человека обратить на него внимание, помочь ему.
     Употребление спиртного и/или наркотических средств.
     Совершение неоправданно рискованных поступков.
     Внезапное снижение школьной успеваемости, активности, потеря интереса к окружающей жизни.
     Противоречивость в отношениях и мыслях, например: одновременно любит и ненавидит родителей, братьев и сестер.
     Написание прощальных записок или записок-завещаний, раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи.
     Частое прослушивание печальной, депрессивной музыки.

    Что делать если ваш ребенок находится в кризисной ситуации? Вот несколько простых рекомендаций:
    - Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с ребенком.
    - Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).
    - Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).
    - Стараться поддерживать режим дня (сон, режим питания).
    Чаще давать ребенку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.
    - Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.
    - Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях (об этом подробно написано в книге О.В. Вихристюк «Что нужно знать родителям о подростковых суицидах?»).
    - При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации).
    В заключение приведу несколько номеров, куда следует обращаться в кризисных ситуациях:
    1. Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно) 8-800-2000-122. Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей.
    2. Горячая линия «Ребёнок в опасности» Следственного комитета РФ. Дети, их родители, а также все неравнодушные граждане, обладающие информацией о совершенном или готовящемся преступлении против несовершеннолетнего или малолетнего ребенка, могут позвонить по бесплатному, круглосуточному номеру телефона 8-800-200-19-10 из московского региона России.
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie